Аверкиев Игорь Валерьевич


Пермь

Родился в 1960 году

Председатель Пермской гражданской палаты (ПГП)

https://www.facebook.com/averkiev.igor

Сайт Пермской гражданской палаты http://www.pgpalata.ru/


Советский Союз, 1958 год, бывший американский военный лётчик, акулы и самолёты

Самый стильный и самый несоветский фильм Оттепели был снят в самом её начале - "Последний дюйм", 1958 год. Оказывается, он цветной, а я всю жизнь смотрел его чёрно-белым. И вот только сегодня - в цвете. Цвет его не испортил.

Смотришь его и понимаешь - этот фильм стал результатом случайного стечения многих счастливейших обстоятельств, он не должен был появиться, он был просто невероятен для 1958 года, и не только для него (а запущен был ещё в 1956). Но он появился.

Пустыня, Красное море, бывший американский военный лётчик, акулы и самолёты (подводные съёмки делали французы). Суровая мужская романтика космополитической жизни. Смертельные риски и невероятные подвиги не во имя родины и социализма, а во имя заработка, семейных ценностей и от беспредельного детского страха остаться одному.

Фильм снят по рассказу Джеймса Олдриджа и весь буквально пропитан "высокой хэмингуэевщиной", только-только завоёвывавшей тогда "физиков и лириков" Советского Союза. Фильм-томление для интеллигентных мальчиков, ищущих в себе мужчину с большими поступками, но ещё без женщин.

Фильм гармоничен и изысканнен буквально во всём, но создали его - люди мало кому сегодня известные, да и в советское время бывшие не в самых первых рядах нашей кинематографии (за исключением Михаила Глузского), но в те конкретные годы они явно были молоды и талантливы или талантливы молодостью. Для режиссёров Теодора Вульфовича, Никиты Курихина и сценариста Леонида Белокурова - это был по сути первый большой игровой фильм (все они пришли из документального кино, может быть в этом причина той завораживающей гипер-реальности и подлинности фильма, не смотря на всю его почти демонстративную маскулинную романтичность). Из других, более поздних фильмов Вульфовича кто-то наверное помнит "Крепкий орешек" и "О странностях любви". Но у них был очень опытный оператор - Самуил Рубашкин, в своё время снявший "Парень из нашего города" и "Жди меня". Греко-римский профиль Николая Крюкова, сыгравшего главную роль, говорил сам за себя и не только в "Последнем дюйме". А вот юный тогда актёр Слава Муратов, сыгравший Дэви, просто исчез после фильма. Он больше нигде не снимался, стал военным, дослужился до подполковника. Но как играл... - ещё одно счастливое совпадение в этом фильме: талантливый мальчик с необычной, не ребячливой органикой.

Ну и, наконец, та самая песня. Официальное название - "Песня Бена". Музыку написал советский композитор Моисей Вайнберг, автор многих сонат и симфоний, но и песен и саундтреков ко многим фильмам и мультфильмам, в том числе: "Летят журавли", "Каникулы Бонифация", "Винни-Пух", "Афоня". Он один из первых стал использовать электро-музыкальные инструменты, что мы и слышим в "Последнем дюйме". Автор слов - советский поэт Марк Соболь, воевал, награждён медалью "За отвагу". Стихи в основном писал военные, патриотические, но самым известным его стихотворением стала именно "Песня Бена" и ещё слова песни "Всё будет хорошо", которую считают еврейской народной. Спел "Песню Бена" - профессиональный советский оперный певец польского происхождения Михаил Рыба, бас-профундо. Большой театр, Всесоюзное радио, Московская филармония, пел в "Тихом Доне", "Карнавальной ночи", озвучивал того самого классического Мойдодыра из мультфильма.

Кстати, из всего авторского коллектива "Последнего дюйма", как минимум, двое: композитор Моисей Вайнберг и поэт Марк Соболь - прошли репрессии. Это правило такое: как только сталкиваешься с чем-нибудь советским интересным, значимым и уж тем более выдающимся - обязательно наткнёшься на репрессированных среди создателей. Талант такой был у сталинских отличников - выискивать и сажать таланты.

Могу сказать, что начальные сцены фильма и саундтрек к ним ("Трещит земля как пустой орех", маленький, продуваемый ветрами аэродром в пустыне, турецкая кофейня, белые потные мужчины в клетчатых рубахах, разговаривающие о важных мелочах, кофе в турках, хозяин в феске и опасная работа пилотов в этой планетарной глуши) - в каком-то смысле сделали мою жизнь или, как минимум, её образную колею. Хотя родился я через два года после выхода фильма, а посмотрел его первый раз в 6 лет.

15 лет назад, на покинутом людьми чердынском аэродроме, я убедил коллег тащить через всё лётное поле столы и стулья, чтобы позавтракать и попить кофе на проросшем травой бетоне прямо в центре этого заброшенного простора, прямо среди отсутствующих самолётов, призванных соединять наши мечты с нашей планетой.

9 мая 2019 года

comments powered by Disqus

Список. Архив записей начало

Список. Тематический архив записей начало

Тема 2

10.04.2014
Тема 1

10.04.2014



Тексты

Началось

11.12.2017
Киты и мы

24.09.2017
О кроте

24.09.2017
Доколе

24.09.2017
ТЫ КТО?

27.05.2014