Аверкиев Игорь Валерьевич


Пермь

Родился в 1960 году

Председатель Пермской гражданской палаты (ПГП)

https://www.facebook.com/averkiev.igor

Сайт Пермской гражданской палаты http://www.pgpalata.ru/


Шок и трепет свободолюбия (антивоенный российский человек в плену деструктивной вины и бессилия).

ВСЁ ПРОСТО, КАЗАЛОСЬ БЫ

По версии немцев, автором этой популярной максимы является немецкий теолог XVIII века Карл Фридрих Этингер. По версии американцев, её автор – американский теолог ХХ века Рейнхольд Нибур. В 1940 году американские «Анонимные алкоголики» выбрали это изречение своим девизом, а спустя двадцать лет президент США Джон Кеннеди повесил его в рамочке на восточной стене своего кабинета. Формально – это молитва.

«Господи, дай мне спокойствия принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».

От себя я бы добавил: а также дай мне воли обо всём этом не забывать, хотя бы в лихую годину.

 

СУДЬБОНОСНЫЙ ШОК

Думаю, я не погрешу против истины, если скажу, что начало войны стало судьбоносным шоком буквально для каждого свободолюбивого, свободомыслящего человека в России, даже для тех, кто нечто подобное предполагал, но сам же в это до конца не верил.

В одночасье обнулилось буквально всё: и привычная жизнь, и планы на будущее, и даже мечты. Лично я, как потом выяснилось, совершенно не помню, что я делал в первые несколько дней войны. То есть совсем не помню. Хотя, судя по оставленным информационным следам, делал я очень многое, в том числе и очень активно реагировал на всевозможные текущие обстоятельства, был очень деятелен. Моя память, видимо, насмерть напуганная «травмирующим опытом восприятия неминуемого кошмара», просто сожгла эти дни в своём архиве. Я был поражён, поняв это. Мне казалось, мой железобетонный рационализм, занудная практикоориентированность и брезгливое отношение ко всяческим аффектам страхуют меня от подобных постыдно невротических реакций. Ан нет…

Нечто подобное со мной было только однажды: я не помню первые три-четыре часа после автомобильной аварии, в которой меня угораздило сломать позвоночник, хотя я был в сознании и, как говорят, много и позитивно общался.

Жить в тотальном шоке – в полном отсутствии жизненных смыслов и надежд – невозможно. Шок должен быть преодолён. И, к счастью, наши сознание и подсознание хорошо приспособлены для решения таких задач. Я не буду здесь вдаваться в подробности того, как именно замещения, ресентименты, сублимации, реверсии и регрессии спасают нашу бессмертную душу от неминуемого развоплощения в пучине фрустраций и депрессий. И я лишь отмечу в какой зоопарк мы все превратились, отдавшись страстям самобичевания и самооправдания.

Это я для того, чтобы было от чего оттолкнуться на пути к просветлению.

 

В ПЛЕНУ ВИНЫ И ЖАЖДЫ ИСКУПЛЕНЬЯ

Сотни тысяч свободолюбивых россиян присвоили себе вину за эту войну. Это так по-русски: взять на себя не тебе принадлежащую вину, а затем мужественно за неё каяться. Мы жадно вглядывались и вслушивались в Украину и в Европу, самозабвенно поедали обрушившиеся на нас оттуда позор и русофобию, истово каялись, со знанием дела посыпали голову пеплом и совершали прочие надругательства над вкусом, здравым смыслом, чувством меры, антропологией. Причём делали всё это те же самые люди, которые в последние годы при всяком «токсичном поводе» изо всех сил убеждали друг друга в том, что чувство вины деструктивно, разрушает нашу личность, обрушает нашу самооценку, погружает в депрессию, лишает жизненных сил и прочие поп-банальности из психологических сайтов, психотренингов и голливудских мелодрам.

За чувством вины железной поступью римских легионов пришла жажда искупления. Мы поподписывали петиции/заявления/обращения, повыступали с требованиями и покаяниями с соцсетях, самые отчаянные поучаствовали в антивоенных акциях, и все хором быстро поняли: вот так прекратить войну у нас не получится. Путинский режим суров и уже почти безжалостен, закусил удила до крови, в своём самоубийственном ресентименте перешагнул уже через украинские трупы и трупы российских солдат. Пока народ и силовики на его стороне, с той же лёгкостью он перешагнёт и через наши трупы.

Поэтому и недели не прошло с начала войны, как многих из нас накрыли бессилие и обречённость. А самые одарённые прошли все эти фазы всего за несколько часов и проснулись обессиленными, обречёнными и готовыми к собственному ресентименту уже на следующий день после начала войны. И началось…

 

ЯРМАРКА ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ

Жить в бессилии так же невозможно, как жить с чувством вины. А нас накрыло то и другое одновременно. И, как результат – полный психобардак в наших головах. Мы одновременно ищем, как загладить нашу вину, на кого её сбросить, как оправдать наше бессилие и к кому прислониться, чтобы обрести силу.

Многие из нас принялись решать свои порождённые войной экзистенциальные проблемы (вот уж когда абсолютно на место ложится это словечко Тренделенбурга/Кьеркегора), взяв курс на «перевоплощение в украинца».

Стать украинцем — это же так просто. Для этого не надо никуда уезжать, менять гражданство и т.п. Нужно всего лишь демонстративно принять на себя все боли украинцев, все их страхи, все их надежды, все их радости. В этом пакете, правда, есть ещё и вполне сегодня оправданная ненависть к русским. Но этот дискомфорт легко подавляется теми же мощными чувствами вины, неудовлетворённого искупления и тягостного бессилия. Стал «украинцем» – и вот ты уже ни в чём не виноват, и на твой стороне уже и мужественный украинский народ, и всесильный Запад с его НАТО, и главное – на твоей стороне добро и правда. Некоторые даже стали пытаться писать по-украински (очуметь) или просто вставляют в русский текст украинские слова – правильно маркируют себя. Так или иначе, стал «украинцем» - и ты уже весь в эмоциональном шоколаде. Причём, в отличие от украинцев, воевать и страдать от мерзостей войны за обретённый экзистенциальный покой тебе не надо. Знай себе упивайся сетевой солидарностью и «национальным перевоплощением». А то, что быть русским русофобом это немного не то же самое, что быть украинским русофобом, и попахивает предательством не менее экзистенциально пагубным, чем вина и бессилие, так это изнутри перевоплощённого существа в общем-то и не видно.

Этими «русскими новоукраинцами» переполнен фейсбук, антивоенные телеграм-каналы и чаты. Они усердно пересказывают и перепоказывают нам ужасы этой чудовищно бессмысленной варварской войны, смакуют потери и поражения российской армии, с разной степенью искренности злорадствуют по поводу смерти российских солдат, призывают их сдаваться в плен, бесконечно цитируют Зеленского и Арестовича (последний – просто их кумир), обличают не только преступный путинский режим и его сочинённый «русский мир», но, едва ли не с большим жаром, и весь российский народ, «пресловутую», «соглашательскую», «безвольную» русскую интеллигенцию, «либералов», «интеллектуалов», «оппозицию» (сами-то себя ко всему этому они уже не относят) и всю русскую цивилизацию – всю  Россию чохом как «лишнюю» на планете страну.

Некоторые из нас по наитию нашли менее вычурный путь обрести этот самый экзистенциальный комфорт. Оказалось, чтобы успокоится и встать на сторону добра и правды, даже не обязательно «перевоплощаться в украинца», можно просто перестать быть русским – нужно всего лишь публично устыдиться своей русскости/российскости. Поиграть в самоотмену. Образованные благовоспитанные люди начинают относиться к своему народу как к внешнему для них, даже как к чужому, обретают как бы «объективный» взгляд на него, и тут же «обнаруживают», что это «нация рабов» с «врождёнными имперскими амбициями», «приемлемостью насилия, тоской по жёсткой руке, пассивностью и готовностью служить новому царю», оказалось, что «путинизм-то в головах, в сердцах народа» и т.д. и т.п. (это всё цитаты из дискуссий на моей странице в FB, хотя, с моей точки зрения, всё это абсолютная неправда, это такой особый интеллигентско-обывательский антинаучный бред, рождённый экзальтированным бессилием и замешанный на всё том же великом и ужасном русском ресентименте в паре с вульгарной либерально-демократической социальной мифологией, но об этом потом). В общем, слушаешь, читаешь всё это, и погружаешься в какую-то клоаку, в этакое «свободолюбивое» расчеловечивание русских/россиян, а на самом деле – в «свободолюбивое» саморасчеловечивание. Конечно, не всё современное российское свободолюбие такое, но именно такое – самое  заметное.

Такой взгляд на Россию и ее народ в наибольшей степени присущ нашим политическим и околополитическим эмигрантам, особенно новейшим. Многие из них, покинув Россию,  так и не обретают покой, их постоянно мучают одни и те же вопросы: Они покинули страну по убеждениям или трусливо бежали из неё, или просто уехали за лучшей жизнью? Они покинули Россию или бросили её? Уехав из страны, они предали дело свободы или таким образом получили возможность служить ему? Правильно ли они вообще сделали, что уехали, или неправильно? Вот они и успокаивают себя, объясняя нам: грех ведь из такой фатально бесперспективной страны не уехать, с таким ни на что не годным народом, не достойным наших талантов и высоких целей. Они как бы презентуют себя русскими/российскими людьми, существующими вне русской/российской нации. Этакое проектное самолишение национальной идентичности. Опять же далеко не все эмигранты пошли по этому скользкому пути – совсем не все – но те, кто пошли, наиболее заметны.

Те из нас, кто в западном смысле поконсервативнее, а в российском полиберальнее «стрелки переводят» более нюансировано: не весь народ/нация во всём виноват и ни на что не годен, а лишь его часть, правда, бóльшая часть. Речь о народе в узком смысле слова, то есть о простых людях, о российских простолюдинах (это «народ» за вычетом элит, «умников» и маргиналов). Слово «быдло» при этом редко произносится, но подразумевается. Часто используется эвфемизм «путинское большинство», которое во всём и виновато, являясь современной реинкарнацией того самого предвечного российского «быдла». Одним словом, на пути России к прогрессу окопалась необоримая народная хтонь, которую ни обойти, ни объехать, и «просветлённым» остаётся только бежать на Запад, к эльфам в Валинор.

 

МАМА, МЫ ВСЕ УМРЁМ!

Все эти тактики самопрезентации, призванные спасти бессмертную душу российского свободолюбивого человека, часто принимают облик упорного пессимизма во взгляде на будущее России. В любом обсуждении войны и нашего общего будущего всегда находится достаточно людей, настаивающих на том, что «это никогда не кончится», что «всё предопределено» и «будет ещё хуже», что «народ нам не изменить», что «за Путиным придёт другой такой же» и т.д. и т.п. Причём разные люди с разных сторон приходят к этому фундаментальному пессимизму.

Для одних это вполне рациональный выбор. Есть такой древний народный «психотерапевтический» приём «как успокоиться и продолжать жить»: готовься к худшему, привыкни к нему, проговори худшее, заговори его своим согласием и успокойся. И если худшее всё-таки наступит, для тебя оно уже не будет таким страшным ударом, ко многому ты уже будешь готов и т.д. Избежать «катастрофы оптимизма» – это  очень важно для психического здоровья.

Для других фундаментальный пессимизм в нашей сегодняшней тревожной неопределенности – это продукт незамутнённого рефлексией подсознания. Постоянно твердя, что «всё пропало» и «ничего хорошего нас не ждёт» некоторые из нас в той самой «глубине души» неосознанно надеются, что кто-то большой, сильный и умный клюнет-таки на этот их завуалированный крик о помощи и объяснит куда идти и что делать:

- Мама, мы все умрём!

- Что ты, деточка, папа этого не допустит.

- Папа-а-а-а!!! Ау-у-у-у-у-у!!!

 

ВСЁ ПРОХОДИТ, И ЭТО ПРОЁДЁТ. НО…

Конечно, всё перечисленное выше – вся эта удивительная русская русофобия – всего лишь мóрок, массовый аффект тяжело травмированного сознания, жаждущего компенсаций и успокоения. Большинство самопогружённых в этот «сон разума» однажды очнутся и снова станут нормальными людьми. Вот только все эти наши игры разума, разворачиваются на виду у всей страны и всего мира. И со стороны для многих это малоприятное зрелище.

Сегодня непонятно, в какой духовно-политической атмосфере будет собираться новое государство в послепутинской России: в ажиотаже ли национального обновления или в глухом согласии с национальным покаянием, или в чём-то другом. Но в любом случае активное отчуждение от нации в лихую годину – не самый полезный политический багаж и духовный опыт для послепутинского штурма небес.

Поэтому предлагаю вернуться к молитве Этингера/Нибура (с моим небольшим дополнением):

«Господи, дай мне спокойствия принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого. А также дай мне воли обо всём этом не забывать, хотя бы в лихую годину».

 

ВОТ МОЙ ВАРИАНТ ЗДРАВОМЫСЛИЯ В СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ (это вариант гражданского, неполитического здравомыслия; у здравомыслия профессиональных оппозиционных политиков другие рамки и основания):

  1. Не мы стали причиной того, что натворил Владимир Путин и, к сожалению, не от нас сегодня зависит и прекращение этого безумия, однако и нам сегодня есть чем заняться в интересах достойного российского будущего.
  2. Радикально к лучшему ситуацию могут поменять только: сам Владимир Путин – своей смертью или добровольным уходом из власти; его ближайшее окружение – госпереворотом в той или иной форме; путинское большинство, столкнувшись с серьёзным и БЫСТРЫМ обнищанием – выйдет на улицу; американцы, если всерьёз воспримут угрозу ядерной войны – откроют охоту на российского президента, как на Усаму бен Ладена, правда, эта охота может обострить угрозу ядерной войны. Но в конечном счёте всё, к сожалению, зависит от украинцев и украинской армии, поскольку только более или менее очевидное поражение (военное, политическое да и просто экономическое) или ожидание очевидного поражения путинского режима в этой войне может запустить большинство из этих сценариев. В первом, втором и третьем случае мы можем принять посильное участие. В четвёртом и пятом – воспользоваться плодами.
  3. Да, сегодня мы на подхвате у более могущественных сил. Но чем дальше в будущее, тем серьёзнее будут вызовы именно для нас, тем большее в судьбе страны будет зависеть именно от нас. К этим вызовам нужно и можно готовиться сегодня.
  4. Мы – это свободолюбивые профессионалы страны, люди, для которых доставляющая удовольствие квалифицированная работа, общественная свобода и общественное разнообразие – главные условия полноценной, достойной жизни (говоря архаично и уже почти вульгарно: мы – люди либерально-демократических взглядов). Беда в том, что в борьбе с диктатурой Владимира Путина именно свобода и разнообразие в нас подвергаются наибольшему обесцениванию.
  5. Личная безопасность нас и наших семей сегодня важнее многого прочего. Мы должны сохраниться как социальный слой и для себя, и для страны. Без нас – без людей, блюдущих в стране профессионализм, свободу и разнообразие, – России ничего хорошего не светит.

5 мая 2022 года                                                                      Игорь Аверкиев

 

comments powered by Disqus

Список. Архив записей начало

Список. Тематический архив записей начало

Животные

27.05.2022
Тема 2

10.04.2014



Тексты

Из Африки

03.06.2021
Началось

11.12.2017
Киты и мы

24.09.2017
О кроте

24.09.2017
Доколе

24.09.2017
ТЫ КТО?

27.05.2014